st

Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Еще М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух — действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

Выработан целый ряд эффективных практических приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой… Вот висит портрет Толстого… Сегодня годовщина… Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что… Сегодня утром сообщили…» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о…; Сегодня в программе «Утро» я услышал любопытное сообщение…; Вчера вечером по радио передали, что…» и т.д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей, как правило, есть люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать. Это сразу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я тоже видел(а) (читал(а), слушал(а))…» — и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать.

3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории. Например: «Нужна ли нам частная собственность?» При этом тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна быть немедленно развита, конкретизирована другими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно.

4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: «Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто». Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?»

5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки… Вместе с тем в ней нет ни слова правды…» Или: «Посмотрите, как красиво сделана эта реклама. Какой хороший лозунг ее украшает. Вместе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни в коем случае нельзя пускать во власть».

6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…»; «Недавно я прочитал, что…»; «Однажды со мной произошел такой случай…» и т.д.

7. Цитирование знакомого. Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: «У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Так вот, один раз он сказал…» Это высказывание может быть предварительно обработано вами так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

8. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал…»; «Петр I говорил своим сподвижникам…»; «Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза…» и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

9. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить повседневную проблему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».

10. Будьте осторожны с юмором в начальной стадии вашего выступления. Не думайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.

Так, однажды оратор должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на тему экологии. Чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, он начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!) …Но чтобы выпить, надо чем-то закусить (!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло… А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка… Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни общества». Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, а оратор был воспринят как несерьезный. Слушать его аудитория не захотела.

Работа над речевой формой выступления

Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.

1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.

Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности», вместо «прессинг» — «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи.

2. Простота изложения. М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух — действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить — дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила.

  • Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
  • Цифры лучше округлять.
  • Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д.
  • Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

3. Конкретность лексики. Избегайте в речи обобщенных наименований. Их лучше заменять на более конкретные, известные и понятные всем слова. Вместо того чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше конкретизировать: «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам». Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.

Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее чисто логических построений. Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия — крупный научный и медицинский центр, а «здесь 150 больниц и 4 института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по 15 раз в день».

Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют слушателям соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.

4. Разнообразие номинативных средств. Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.) Без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.

К важным риторическим фигурам относится повтор. Надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным: нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.

5. Выразительность речи. Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.

Также необходимо помнить о том, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Первоисточник здесь

Также читайте по этой теме

 
Оценка публикации:

Добавить комментарий